Инстаграм-звезды начинают выглядеть одинаково. Почему?

Эксперты говорят о распространении гомогенизированной красоты

«Зачем тебе быть собой, если ты можешь быть мной?» Этот вопрос был частью социальной маркетинговой кампании 90-х годов. В клипе две молодые девушки прогуливаются по «бутику», который предлагает товары и процедуры, помогающие потребителям изменить свою внешность и личность.

«Не соглашайтесь на то, чтобы быть самим собой», — говорит женский голос, когда одна из девушек осматривается визажистом, который покрывает ее губы ярко-красным помадой. «Зачем тебе быть собой, если ты можешь быть мной?» — говорит голос. Сегодня эта рекламная кампания кажется более актуальной, чем когда-либо, и этот вопрос отражает именно тот тип отношений, который увековечивают социальные медиа: зачем вам быть собой, когда вы можете быть такими же популярными и привлекательными людьми, как Кайли Дженнер?

Почему Инстаграм-звезды выглядят одинаково?

В наши дни инфлюенсеры (люди, которые присутствуют в соцсетях и извлекают из этого выгоду) начинают выглядеть как клоны красоты. Вы наверняка знаете, как это выглядит: полные губы, идеально выгнутые брови, возможно, искусно нанесенная подводка для глаз, увенчанная дозировкой контуринга. С помощью нескольких кисточек для макияжа, контурной палитры и матового цвета губ вы сможете выглядеть как все.

Почему, тем не менее, мы нацелены на тиражируемый в соцсетях образ красоты? Есть ряд факторов, которые играют в этом большую роль — это и желание «вписаться», и тенденция подражать знаменитостям и влиятельным людям.

Как мы до этого дошли?

До появления социальных сетей, как объяснила историк Рейчел Вайнгартен HuffPost, наши представления о красоте определялись такими факторами, как география и этническая принадлежность. Например, по ее словам, если вы жили в определенной части Азии, возможно, вы использовали отбеливатели кожи, или если вы жили во Франции в 1700-х годах, вы, вероятно, не забывали бы напудрить свои парики.

«Но время, когда окружающие вещи действительно начали влиять на красоту — это вероятно, 40-50-е года, когда знаменитости стали появляться в журналах как идеалы красоты», — говорит историк. «Тогда все начали копировать звезд».

По словам Вейнгартен, благодаря Интернету людям больше не нужно путешествовать, чтобы увидеть тенденции красоты со всего мира, и нам не нужно ждать, пока они придут к нам. В связи с этим мы узнаем о тенденциях, которые популярны в других частях мира, быстрее, чем когда-либо в прошлом, и мы можем участвовать в них. Только подумайте о корейских привычках красоты и о том, как быстро она покорила остальные страны!

«Другой значимый фактор — люди больше не имеют четкого определения своей этнической принадлежности, расы и даже пола», — сказала Вайнгартен. «Раньше, если вы были азиатом или европейцем, принадлежность к национальности ограничивала вашу красоту. Если у вас были афро-американские волосы, это заставляло вас выглядеть определенным образом. Сейчас этого делать больше не нужно.

«То, что мы имеем сейчас, является своего рода агрессивной версией понятия, как может выглядеть абсолютная мультикультурная красота», 

— добавила Рейчел, объясняя популярный вид макияжа, который мы видим в Instagram — опять же, это острые кошачьи глаза, полные матовые губы и хорошо ухоженные брови. Технически этот образ может положительно работать на человека с любым оттенком кожи или национальности. В этом смысле красота доступна, и, возможно, поэтому так много людей в Интернете соответствуют ему.

Инстаграм Кайли Дженнер

Люди хотят вписаться

И если говорить о соответствии, люди хотят вписываться, хотят соответствовать другим. Один из способов сделать это, особенно в Интернете, — это изменить или улучшить себя по подобию наиболее популярных блогеров и звезд в социальных сетях.

Знаменитости, особенно такие, как Кайли Дженнер, которая заслужила огромную популярность в своем аккаунте в Instagram, заполненном почти одними селфи, «действительно стали представлять тенденции красоты», — говорит профессор психологии Рене Энгельн. Сегодня знаменитости являются огромной движущей силой идеалов красоты общества, и, пытаясь соответствовать этим идеалам, многие люди подражают знаменитостям.

В итоге знаменитости рассматриваются как «образ, который считается привлекательным», утверждает Брастейн.

«Они моделируют свою внешность в соответствии с образом знаменитости, и я думаю, что именно это движет современными людьми. Если у меня есть это, я чувствую себя хорошо, я чувствую себя достойным», — по мнению историка именно таковы мотивы современных инфлюенсеров.

«Люди по своей природе являются социальными существами, и у нас есть мощное стремление к социальному принятию», — добавила Энгельн.

В настоящее время речь идет о семействе Кардашьян и о том, что некоторые называют «эффектом Кардашьян», то есть о «способности членов семьи Кардашьян влиять на привычки потребителей». Посмотрите на Кайли, известную в основном своей чрезмерно пухлыми губами. Так много людей хотели иметь такие же губы, как у нее, что влияние Кайли на тенденции красоты помогло последней создать империю красоты на миллиард долларов.

Сестры Кардашьян

«В этот момент взгляд Кайли стал символом красоты по какой-то причине. Скажем, он более содержательный, чем белокурые голубоглазые взгляды начала 70-х или 50-х годов. Люди чувствуют, что это доступная красота», — считает Вайнгартен.

Очевидно, что фильтры и приложения для редактирования также играют определенную роль в этой тенденции. Люди не только меняют стиль самих себя, но и редактируют свои фотографии, используя те же инструменты. Например, приложение Facetune позволяет пользователям сгладить свою кожу и сделать глаза больше и ярче.

Не нужно забывать и о косметической хирургии. Хотя не все открыто говорят о перенесенной пластике, велик шанс, что люди обязательно улучшат свой внешний вид с помощью игл и скальпелей. Мы знаем, что фильтры Snapchat и Instagram вдохновляют людей на посещение пластического хирурга, но можно утверждать, что, казалось бы, «нефильтрованные» изображения «безупречных» людей оказывают аналогичное влияние.

Что все это значит?

Для экспертов появление этого гомогенизированного выражения красоты может быть проблематичным. (Гомогенизация — уменьшение степени неоднородности веществ (Прим.ред.)

С одной стороны, некоторые люди могут обнаружить, что соответствие стандартам красоты может помочь им с уверенностью и самооценкой. Соответствие и похожесть дает людям чувство сплоченности. Они не хотят, чтобы их воспринимали как отличающихся, посторонних. Но повышение самооценки, вероятно, будет недолгим, особенно если вы будете одержимы представлением себя в социальных сетях.

«В долгосрочной перспективе, если вы озабочены тем, чтобы всегда соответствовать людям, трендам, это может привести к негативным эмоциям или стрессу, потому что ваша личность связана с удовлетворением этих ожиданий, которые вытекают из социальной нормы, разработанной средствами массовой информации или знаменитостью», — объясняет Рене Энгельн.

Взгляд Кайли более содержательный, чем белокурые голубоглазые взгляды начала 70-х или 50-х годов

Следует отметить, что не каждый, кто участвует в текущих тенденциях Instagram, окажется в черной дыре неудовлетворенности своей жизнью. Эксперты говорят, что весь секрет состоит в том, чтобы разделять понятия и не позволять вашей социальной сети определять, кто вы есть на самом деле.

Тенденция, когда люди начинают выглядеть одинаково, «очень тревожат» социологов, и, по их мнению, подавляет «эксперименты, которые раньше проводили девочки-подростки».

«Давление выглядеть определенным образом начинается раньше, чем когда-либо. Девочки больше не могут попробовать что-то и потерпеть неудачу», — говорит профессор психологии Энгельн. «Одно из моих самых ярких воспоминаний о молодости — примерять эти нелепые различные виды макияжа, но сейчас они просто копируют известное, больше нет ничего оригинального. Это грустно».

По словам Энгельн, дело в том, что «мы не все похожи друг на друга».

«Мы не все выглядим молодыми, и у нас не всех пухлые губы и гладкая кожа, и когда вы видите такого рода однородность — это отрицание действительности вредит людям. Это заставляет их чувствовать себя несовершенными, и, в частности, женщин такая тенденция заставляет тратить иного времени и денег, чтобы воссоздать тот взгляд, которого они могут быть генетически неспособны достичь.

Большинство из нас не просыпаются безупречными», — заключает профессор.

Ольга Григорьева